Ровно 59 лет назад, 3 августа 1959 года в столице открылся первый Московский Международный кинофестиваль (ММКФ), который проходил под девизом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами!». Наверняка немногие вспомнят, что большой приз в том фестивале получила экранизация одноименного рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», которая стала настоящим режиссерским дебютом Сергея Бондарчука. Талантливый актер и режиссер не только снял пронзительную киноленту, но и сам сыграл в ней одну из своих лучших ролей. Фильм оказался выше всяких похвал и ожиданий. Стоит всего лишь вспомнить, как писал Шолохов о своем герое Андрее Соколове: «Глаза у него словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Все это невероятно точно и глубоко отражено в экранизации блестящей актерской игрой. Простой советский солдат, который прошел две страшные войны, потерял родных и близких ему людей, на себе испытал ужасы концлагеря. Но судьба не сломила его дух — он выжил, отстоял свое право быть человеком, сохранил способность любить… Эту трагическую историю своей жизни Андрей рассказывает случайному попутчику….
Однажды Уинстон Черчилль в привычной для него афористичной манере заявил: «Если вы хотите узнать, почему Гитлер не покорил Россию, посмотрите фильм «Судьба человека». Эта фраза прекрасно демонстрирует всю глубину киноленты. Сам режиссер признавался, что это экранизация была для него больше чем просто мечтой. Вот что вспоминал о тех моментах: «Поначалу у него (Шолохова – примечание автора) было недоверие ко мне — человеку городскому: «смогу ли влезть в шкуру» Андрея Соколова, характера, увиденного в самой сердцевине народной жизни? — вспоминал Сергей Федорович. — Он долго рассматривал мои руки и сказал: «У Соколова руки-то другие…» Позже, уже находясь со съемочной группой в станице, я, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Он не сразу узнал меня. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не говорил».
В фильме невероятно поражает стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду. Мысль: «Никогда не падай духом!» проходит через эту киноленту красной нитью…. Съемки картины происходили в течение всего 1958 года и проходили в самых разных местах Советского Союза. Так, пленение Соколова и расстрел советских солдат снимали в окрестностях сел Терновка и Губарево,встречу Соколова с Ванечкой – на Дону, недалеко от станицы Вешенской (родины Шолохова), психологический поединок Соколова и Мюллера – в павильоне «Мосфильма», эпизод поединка Соколова с фашистским летчиком – в Тамбове, каменоломню фашистского концлагеря – в Ростовской области, эпизоды довоенной жизни Соколова – в Воронеже, а прибытие на вокзал эшелонов с пленными – в Калининграде.
В 60-ом году читатели журнала Советский экран признали ленту лучшей. Картина завоевала сердца многих кинокритиков и удостоилась призов на кинофестивалях. Например, в Чехословакии, Джорджтауне, Мельбурне, Сиднее и многих других городах.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2025 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!