«Ромео и Джульетта» - советский балетный шедевр на экране
"Ромео и Джульетта" - культовый советский фильм-балет, снятый в марте 1954-го года на киностудии "Мосфильм". Это захватывающая экранизация одноименного балета Сергея Прокофьева, поставленного по трагедии Уильяма Шекспира. Режиссером фильма выступил Лео Арнштам, а балетмейстером - Леонид Лавровский. Последний впоследствии вспоминал об этой работе: “В создании хореографического образа спектакля я шел от идеи противопоставления мира средневековья миру Возрождения, столкновения двух систем мышления, культуры, миропонимания. Это и определило архитектонику и композицию спектакля. Необходимо было поставить перед композитором вопрос о ряде изменений в музыкальной структуре балета, и переделать либретто. В результате большой совместной работы, появилась музыкально-драматургическая канва спектакля… Танцы Меркуцио в спектакле были построены на элементах народного танца — это так соответствовало его натуре жизнелюбца, весельчака и завсегдатая народных празднеств. Для танца на балу у Капулетти я воспользовался описанием подлинного английского танца XVI века, так называемого «Танца с подушечкой»… Решение финала спектакля стало таким: Ромео спешит на кладбище к мёртвой Джульетте не для прощания, а для встречи с ней. Одной из самых больших трудностей оказалось соединение картин балета. Возникало серьезное опасение распада спектакля на ряд эпизодов и картин. Они были соединены лишь музыкальными антрактами, не создающих единства драматургии, но которые, в процессе постановки были использованы как связующее звено танцевальных интермедий между отдельными картинами”.
Главные партии исполнили выдающиеся солисты Большого театра: Алексей Ермолаев, Галина Уланова, Сергей Корень, Юрий Жданов. Для создания фильма были использованы новейшие для того времени технологии.
"Ромео и Джульетта" был восторженно принят как критиками, так и зрителями. Фильм был отмечен наградами на VIII Международном кинофестивале в Каннах (1955) и на III кинофестивале классического, народного и современного танца в Бразилии.
Картина стала классикой советского кинематографа и балета. Она до сих пор пользуется огромной популярностью и считается одним из лучших балетных фильмов всех времен. "Ромео и Джульетта" оказал огромное влияние на развитие балета. Балетмейстер Леонид Лавровский создал уникальную хореографию, которая сочетала в себе классические и современные элементы. В одной из лекций Лавровский так описал сцену из спектакля: “В сцене последней встречи Ромео и Джульетты восходит солнце, поёт жаворонок, напоминающий о наступлении утра и о том, что Ромео должен покинуть Верону, расстаться с Джульеттой. Но в музыке Прокофьева мы не слышим никакого намека на утро, на нежный пробуждающий день. В оркестре звучит бас-кларнет и фагот, которые отнюдь не передают пение жаворонка. Репетиция „пошла“, когда артистам удалось увидеть сцену „глазами Прокофьева“, они поняли, что композитору важно было обрисовать не „утро“ и не „жаворонка“, а ощущение тревоги, горечи, любви и боли разлуки”.
Фильм также стал образцом для других балетных постановок "Ромео и Джульетты". Многие хореографы использовали идеи и приемы Лавровского в своих собственных интерпретациях балета. "Ромео и Джульетта" - это не только выдающийся балетный фильм, но и значительное произведение искусства. Он отражает вечные темы любви, ненависти, судьбы и трагедии. Фильм стал культурным достоянием России и всего мира. Он вдохновляет и восхищает зрителей всех возрастов и поколений.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!