Пьер Дегейтер. Человек, подаривший миру «Интернационал»
История музыки знает немало композиторов, чьи имена вписаны золотыми буквами в культурное наследие человечества. Но есть фигуры, чье творчество перестает быть просто искусством и становится оружием в руках миллионов. Одним из таких людей был Пьер Дегейтер — скромный рабочий и самородок из Бельгии, чья музыка навсегда связала его имя с мировым рабочим движением и Советским Союзом. Будущий композитор появился на свет 8 октября 1848-го года в бельгийском Генте. Семья его была из этнических фламандцев, людей трудолюбивых и простых. Жизнь тогдашних рабочих редко баловала достатком: тяжелый труд, постоянная борьба за кусок хлеба и отсутствие перспектив определяли судьбы тысяч таких семей. Позже род Дегейтеров перебрался во Францию, где, казалось, ждало больше возможностей.
Пьер окончил вечернюю школу и получил специальность токаря по металлу. Завод в Лилле стал его первым серьезным местом работы. Но если металл давал ему хлеб, то музыку он воспринимал как воздух. В свободное время он не расставался с нотой, скрипкой и духом гармонии. В маленькой мастерской и на рабочих окраинах Лилля зарождалось то, что спустя годы станет гимном миллионов.
Франция конца XIX века кипела социальными конфликтами. Рабочее движение набирало силу, профсоюзы искали слова и музыку, которые могли бы стать символом единства. В июле 1888-го года мэр Лилля, Гюстав Делори, обратился к Дегейтеру с просьбой, которая изменила жизнь композитора: написать музыку к стихам Эжена Потье. Эти строки, созданные в 1871-м году после поражения Парижской Коммуны, ждали своей мелодии.
Задача была не из легких. Нужно было, чтобы песня была простой, но мощной, чтобы ее могли петь тысячи голосов, чтобы каждый рабочий чувствовал силу и вдохновение. Дегейтер справился блестяще. Так появился «Интернационал» — мелодия, которая стала сердцем рабочего движения. Летом 1888-го года хор «Рабочая лира» впервые исполнил песню на съезде профсоюза газетчиков. Энергия этого момента была настолько сильной, что песня сразу обрела жизнь вне стен зала.
Имя автора поначалу держали в секрете. Власти и предприниматели знали, что такие песни способны разжигать массы. Но вскоре стало ясно, кто написал музыку. Дегейтер лишился работы и оказался в «черных списках». Для обычного рабочего это было сродни приговору: ни один завод не хотел брать к себе человека с таким клеймом. Но именно эти лишения закалили его характер и сделали его по-настоящему символической фигурой для пролетариата.
Хотя «Интернационал» затмил собой все остальное творчество Дегейтера, у него были и другие песни. Среди них «Коммунар» на стихи того же Потье, «Вперед, рабочий класс», «Серп и молот» и «Триумф русской революции». Эти произведения стали спутниками митингов, шествий, забастовок, словно живое дыхание эпохи. Каждая из них несла идею борьбы и надежды на справедливое будущее.
После Октябрьской революции имя Дегейтера приобрело особый вес. «Интернационал» стал гимном Советской России, а затем и СССР. Миллионы людей начинали собрания, партийные съезды и праздники именно с этих звуков. Для них эта музыка была не просто песней, а квинтэссенцией веры в перемены.
В 1927-м году, когда страна отмечала десятилетие Октябрьской революции, Иосиф Сталин пригласил Пьера Дегейтера в СССР. Это было событие, полное символики: создатель песни мирового пролетариата приезжал в страну, где идеи рабочей борьбы воплощались в реальность. Для композитора это стало признанием его жизни и труда. Советское правительство назначило Дегейтеру пожизненную пенсию. В условиях, когда он уже не имел средств к существованию и жил скромно, это было настоящим спасением. Последние годы жизни он провел под сенью признания и благодарности, которую ему не дали на родине.
26 сентября 1932-го года Пьера Дегейтера не стало. Его жизнь завершилась, но его музыка продолжала жить. И даже спустя десятилетия она звучала на площадях и стадионах, в учебных классах и на митингах, объединяя поколения. В мировой истории «Интернационал» стал больше, чем гимном. Это символ борьбы за права трудящихся, символ надежды на равенство. Даже после того, как Советский Союз сменил гимн, «Интернационал» остался в сердцах миллионов людей по всему миру.
Трудно переоценить вклад простого рабочего из Лилля в мировую историю. Его имя стало известно каждому школьнику в Советском Союзе, его музыка воспитывала поколения. В этом заключена удивительная справедливость: человек, лишенный работы и признания у себя дома, получил бессмертие благодаря людям другой страны. История Пьера Дегейтера напоминает, что музыка способна быть оружием. Она может воодушевлять, объединять, менять ходы событий. В этом смысле он стоял в одном ряду с крупнейшими фигурами мировой культуры, хотя сам оставался скромным рабочим.
Для Советского Союза имя композитора стало частью культурного кода. Его музыка формировала атмосферу времени, а песни сопровождали важнейшие исторические события. Сегодня, оглядываясь назад, можно сказать, что Дегейтер стал своеобразным мостом между Францией XIX века и Советским Союзом XX века. Жизнь человека конечна, но идеи и музыка способны жить вечно. «Интернационал» доказал это лучше любых слов. Песня, написанная рабочим токарем, пережила империи, войны, революции и по-прежнему остается символом силы и надежды.
Светлана Кравцова
Архив новостей за 2025 год (кликните для открытия)
Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!