Поиск по сайту


Посмотрите еще..


По эстонии - 37 маршрутов для туристов (1982 г.)


Людмила Целиковская - актриса, которую любили всем сердцем


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика".

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru



НОВОСТИ, Вера Мухина как монументальная сила эпохи и живое дыхание искусства Советского Союза


5 октября 2025 г.

Вера Мухина как монументальная сила эпохи и живое дыхание искусства Советского Союза

Вера Мухина как монументальная сила эпохи и живое дыхание искусства Советского Союза

Вера Игнатьевна Мухина — выдающийся скульптор, чье творчество стало символом целой эпохи, соединив в себе мощь идеологии и живое художественное чувство. Ее путь — это не просто биография художницы, а отражение становления новой культурной реальности XX века, в которой монументальность сочеталась с тонким пониманием формы, а личный стиль переплетался с идеологическими задачами государства. Будущая скульптор родилась в конце XIX века и детство провела в Феодосии — городе, где особое южное солнце, морской воздух и античная аура словно сами по себе воспитывают чувство гармонии. Именно здесь, в этой атмосфере южного побережья, Вера Мухина получила первые уроки рисунка и живописи. Наблюдение за природой, за светом и объемом, ранние упражнения в изображении форм стали основой, на которой позже вырастет мощное монументальное мышление художницы.

После окончания гимназии Мухина переезжает в Москву. Столица начала XX века была центром художественных исканий, где классические традиции сталкивались с новыми течениями. В Москве Вера обучается живописи в студиях известных мастеров пейзажа — Константина Юона и Ильи Машкова. Эти уроки дали ей не только технические навыки, но и понимание пластики, ритма, композиционной ясности, столь важные для будущей скульпторши.

В начале 1910-х годов Вера Мухина живет два года в Париже. Это время оказалось ключевым в формировании ее художественного мировоззрения. Париж того времени — мировой центр искусства, где на одной улице можно было встретить и классические академии, и студии новаторов. Мухина посещает Академию Гран-Шомьер, где обучается у выдающегося французского скульптора-монументалиста Антуана Бурделя. Именно у него она осваивает принципы пластической выразительности, тяготение к крупным обобщениям и мощной форме, что впоследствии станет одной из главных черт ее творчества.

Позднее Мухина отправляется в путешествие по Италии. Там она изучает скульптуру и живопись эпохи Возрождения, внимательно рассматривает произведения Микеланджело, Донателло и других великих мастеров. Внимание к анатомической точности, ясность силуэта и драматическая энергия ренессансной пластики навсегда остались в ее художественном арсенале. Это знакомство с Ренессансом не только обогатило ее как мастера, но и сформировало особый подход: стремление соединить величественную форму с внутренней динамикой.

Подлинный прорыв и международное признание пришли к Вере Мухиной в 1937-м году. На Всемирной выставке в Париже был представлен ее монумент «Рабочий и колхозница» — произведение, ставшее одним из ключевых символов Советского Союза. Две фигуры, устремленные вперед, с поднятыми над головой серпом и молотом, воплотили идею единства труда и коллективного начала. Этот образ соединил в себе идеологический пафос, конструктивную четкость и пластическую выразительность.

Монументальная победоносность композиции соответствовала задачам прославления советского строя, но в то же время отражала личные творческие принципы Мухиной — любовь к масштабу, тягу к мощным и динамичным формам, к обобщенному образу человека как творца новой реальности.

После парижской выставки скульптура была перевезена в Москву и установлена у северного входа Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. С тех пор она стала неотъемлемой частью архитектурного и культурного ландшафта столицы. А с 1947-го года силуэт «Рабочего и колхозницы» превратился в эмблему киностудии «Мосфильм», став знаком советского кинематографа для нескольких поколений зрителей.

Хотя именно «Рабочий и колхозница» принес женщине мировую славу, творческое наследие Мухиной этим не ограничивается. В конце 1930-х годов она принимает участие в создании скульптурного убранства Москворецкого моста, спроектированного Алексеем Щусевым. Для этого архитектурного ансамбля Вера Игнатьевна создает композиции с символическими названиями: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». Эти образы несли мощное идеологическое содержание, но в то же время отличались пластической цельностью и гармонией с архитектурой моста.

Среди значимых работ Мухиной — памятники П. И. Чайковскому и М. Горькому в Москве. В них она находит иной художественный язык: более камерный, психологически насыщенный. Здесь нет открытого идеологического пафоса, но присутствует глубокое понимание личности и ее культурного значения.

Не все проекты художницы были реализованы. Некоторые замыслы остались на бумаге или в виде моделей. Это свидетельствует о масштабности ее мышления: многие идеи опережали свое время или требовали таких ресурсов, которые в те годы были недоступны. Так, в 1940-х годах Мухина активно обращается к работе в камерных жанрах. Особое место занимает ее деятельность в области художественного стекла. Она создает не только декоративные вазы и кубки, но и удивительные портреты в стекле — редкое направление, требующее высокой технической виртуозности и особого чувства материала. Среди этих работ — портрет В. И. Качалова и портрет солиста балета С. Г. Кореня в роли Меркуцио (1947). Она также участвовала в создании эскизов к театральным спектаклям, демонстрируя широту художественных интересов.

Мухина по праву считается одним из столпов советской скульптуры XX века. Ее творчество стало важной частью культурного канона, сформировав представление о том, каким может быть монументальное искусство в новой социалистической действительности. Она соединила идеологию с высокой художественной культурой, создав образы, которые пережили время.

Сегодня интерес к наследию Веры Мухиной не ослабевает. Ее работы продолжают вызывать споры и восхищение, служат материалом для научных исследований и вдохновляют современных художников. Монумент «Рабочий и колхозница» стал не просто памятником эпохе, но и живым символом художественной воли, творческого дерзания и веры в преобразующую силу искусства.


Светлана Кравцова

 

Архив новостей за 2025 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь

Также вы можете посмотреть новости за прошлые годы, кликнув по соответствующей строке

Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь,
июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2023 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь,
июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2022 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июль,
август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2021 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь,
июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2020 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь,
август, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2019 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь,
июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2018 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, июнь, июль, август,
сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2017 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь,
июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2016 год (кликните для открытия)
 

август-сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь


 

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЁ:


«Женя, Женечка и «катюша»». Фильм, который стал больше, чем просто военной историей


Нина Русланова. Жизнь и творчество актрисы, ставшей символом советского и постсоветского кино


Симфония народов. Звуковая палитра Советского искусства


«Атаман Кодр». История в цвете о борьбе и любви


Первая атомная электростанция. Начало новой эры в Обнинске


Детство в годы войны или история о надежде и вере


Янина Жеймо. Феномен вечной юности и удивительного таланта


Кинотеатр Россия и советский драматический фильм Битва в пути


Три жулика, студент-романтик и гений Гайдая. Операция „Ы“ и другие приключения, которые остались навсегда

СОВЕТИКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Телеграмм
Вконтакте
Пинтерест
Одноклассники
Дзен
Живой Журнал
Рутюб
Ютюб
Тублер

 


НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Новости


Интересное

Классика, которая никогда не устареет. Памяти Александра Грибоедова


Актерская судьба Евгения Урбанского



Новое на сайте

10.11. новости - Как советские футболисты покорили Англию в 1945-м году; Венера-2. Как неудача стала большим шагом к успеху; БелАЗ-548 - незаменимый самосвал советской эпохи

05.11. новости - Пламя, которое не погаснет. История Вечного огня Советского Союза; Триумфальная арка на Кутузовском проспекте как второе рождение символа Победы; Полярный переход, изменивший взгляд на Арктику

30.10. новости - Рождение советского автомобилестроения и путь к индустриальной независимости; Первая «Мать-героиня» Советского Союза. История Анны Савельевны Алексахиной и рождения великого звания; Полет, изменивший историю, или как три женщины стали Героями Советского Союза»

25.10. новости - День рождения спутникового телевидения в Советском Союзе; Рождение диспетчерской службы, или ключевой этап в развитии гражданской авиации Советского Союза; Байкало-Амурская Магистраль. Эпохальный проекта советской инженерии

20.10. новости - Небесная эпоха, или как первый самолет Туполева открыл новую страницу истории Советского Союза; Музей Николая Островского как культурный символ эпохи и духовный ориентир военного поколения

16.10. новости - Как в Москве появился первый в мире государственный Музей игрушки?; Медаль “За отвагу” как символ личного мужества - от Советского Союза до современной России; Мария Гороховская - советская легенда, изменившая мировую гимнастику

11.10. новости - Эпоха экрана, или как постановление 1945-го года стало отправной точкой советского телевидения; 55 лет с премьеры легендарной ленты Глеба Панфилова «Начало»; наука и космос - БОРИС ИВАНОВИЧ КАТОРГИН

05.10. новости - Великая Верико Анджапаридзе, легенда грузинского театра и символ культурного наследия Советского Союза; Вера Мухина как монументальная сила эпохи и живое дыхание искусства Советского Союза; Борис Щукин - человек, подаривший образ Ленина советскому театру и кино

30.09. новости - Дмитрий Лихачев, или хранитель памяти и совести русской культуры; Давид Ойстрах. Скрипка, которая звучала в сердце Советского Союза; Игорь Безродный. Целая музыкальная эпоха Советского Союза

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2025. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru