Поиск по сайту


Посмотрите еще..


Блюда молдавской кухни (1981 г.)


Посетите Болгарию (информация для советского туриста)


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика".

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru



НОВОСТИ, Рождение советского автомобилестроения и путь к индустриальной независимости


30 октября 2025 г.

Рождение советского автомобилестроения и путь к индустриальной независимости

Рождение советского автомобилестроения и путь к индустриальной независимости

Развитие советской промышленности в 1920-е годы было не просто этапом восстановления экономики после Гражданской войны — это было создание новой технологической базы страны. Одним из символов начала советской индустриализации стал первый отечественный грузовой автомобиль — АМО-Ф-15, собранный в Москве в 1924-м году. Его появление стало не только инженерным, но и политическим событием, обозначившим переход от ручного труда к механизированному производству в молодой социалистической республике. История автомобиля АМО-Ф-15 берет начало на Московском автомобильном заводе АМО, основанном еще в дореволюционные годы. После национализации предприятие стало одним из опорных пунктов новой промышленной политики. Советская экономика остро нуждалась в собственном грузовом транспорте: железные дороги не справлялись с растущими объемами перевозок, а импорт автомобилей был невозможен из-за финансовых и политических причин. В этих условиях руководство страны поставило задачу — освоить производство автомобиля, способного работать в тяжелых российских условиях.

В качестве прототипа инженеры выбрали итальянский грузовик FIAT 15 Ter, зарекомендовавший себя как надежный и достаточно простой в обслуживании автомобиль. Однако копирование не было механическим: конструкторы АМО внесли ряд изменений, чтобы адаптировать машину к советским реалиям — суровому климату, сложным дорогам и нехватке запчастей. Итогом стала конструкция, вобравшая в себя европейские принципы и отечественный опыт эксплуатации техники на пересеченной местности.

Первый АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924-го года — этот момент считается точкой отсчета истории советского автомобилестроения. Уже весной 1925-го года завод приступил к серийному выпуску машин. Каждая деталь производилась с нуля, и этот процесс стал школой инженерного мастерства для целого поколения советских рабочих и техников.

По техническим характеристикам АМО-Ф-15 представлял собой типичный грузовик своего времени. Он имел грузоподъемность до 1,5 тонн по шоссе и 1 тонну по грунтовым дорогам, что делало его универсальным транспортом для тогдашних условий. Габариты — 5050?1760?2250 мм, масса в снаряженном состоянии — около 1920 кг, а полный вес достигал 3570 кг. Автомобиль оснащался бензиновым двигателем объемом 4,4 литра и мощностью 35 лошадиных сил, обеспечивавшим скорость до 42 км/ч. При этом расход топлива составлял около 24 литров на 100 километров, что по тем временам считалось вполне приемлемым.

Несмотря на простоту конструкции, грузовик оказался удивительно живучим. Высокий дорожный просвет в 24,2 см позволял преодолевать разбитые проселочные дороги, а четырехступенчатая механическая коробка передач обеспечивала устойчивую тягу даже при полной загрузке. В отличие от многих зарубежных аналогов, советская версия получила усиленную раму и модернизированную систему охлаждения, что делало автомобиль более выносливым в условиях низких температур.

Развитие модели не остановилось на первом успехе. В 1927-м году автомобиль прошел первую модернизацию: кабина стала более удобной, появилась новая система сцепления, был упрощен рулевой механизм. В 1928-м году конструкторы пошли дальше — внедрили электрический стартер, фары и звуковой сигнал, что сделало эксплуатацию машины безопаснее и удобнее. Также была переработана система питания двигателя, что позволило повысить его надежность.

За годы производства, которое продолжалось до 1931-го года, было выпущено более шести тысяч экземпляров АМО-Ф-15. Эти машины трудились по всей стране — от строительных площадок Москвы до промышленных районов Урала и Сибири. На их базе создавались специальные версии: почтово-пассажирские автобусы, фургоны, топливные цистерны и даже пожарные автомобили. Таким образом, АМО-Ф-15 стал основой для зарождения целой отрасли — советского автопрома. Значение АМО-Ф-15 выходило далеко за рамки технических характеристик. Он стал практическим воплощением идеи индустриальной независимости. В условиях ограниченных ресурсов и отсутствия развитой машиностроительной базы советские инженеры сумели создать продукт, который доказал жизнеспособность отечественной инженерной мысли. Машина стала не просто средством передвижения — она стала символом перехода от ремесленного производства к индустриальной эпохе.

Запуск серийного производства АМО-Ф-15 совпал с началом первого этапа советской индустриализации, когда государство делало ставку на развитие тяжелой промышленности. Опыт, накопленный при производстве этой модели, позволил вскоре приступить к созданию новых автомобилей — таких, как ЗИС-5, ставший легендой Великой Отечественной войны. Таким образом, АМО-Ф-15 был не просто первой страницей в истории советского автомобилестроения — он стал фундаментом, на котором выросла вся последующая автомобильная промышленность Советского Союза.

Особое место в истории занимает и сам завод АМО, впоследствии переименованный в Завод имени Сталина (ЗИС), а затем в ЗИЛ. Этот завод стал кузницей инженерных кадров, центром разработки грузовых автомобилей, автобусов и лимузинов для государственных нужд. Технологическая школа, заложенная в 1920-е годы, сохраняла свое влияние на протяжении десятилетий.

Сегодня АМО-Ф-15 воспринимается не только как артефакт эпохи НЭПа, но и как инженерное свидетельство начала индустриального подъема Советского Союза. Сохранившиеся экземпляры этой машины — редкие музейные экспонаты, напоминание о времени, когда каждый болт и каждый чертеж имели значение. В них отражена энергия созидания, вера в возможность построить современную промышленность в стране, еще недавно разоренной войной.

История АМО-Ф-15 — это история преодоления ограничений. Ограничений материальных, технологических и организационных. Она показывает, что развитие не всегда начинается с изобилия ресурсов — иногда оно рождается из необходимости, из стремления доказать, что возможно сделать свое, опираясь на собственные силы. Именно это делает АМО-Ф-15 не просто первым грузовиком Советского Союза, а символом становления национального машиностроения и важным звеном в истории советской индустриальной революции.


Светлана Кравцова

 

Архив новостей за 2025 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь

Также вы можете посмотреть новости за прошлые годы, кликнув по соответствующей строке

Архив новостей за 2024 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь,
июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2023 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь,
июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2022 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июль,
август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2021 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь,
июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2020 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь,
август, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2019 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь,
июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2018 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, июнь, июль, август,
сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2017 год (кликните для открытия)
 

январь, февраль, март, апрель, май, июнь,
июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Архив новостей за 2016 год (кликните для открытия)
 

август-сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь


 

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЁ:


«Просто о сложном, весело о грустном» - интервью с главным режиссером Московского театра Мимики и Жеста Александром Савельевым


Эдуард Георгиевич Багрицкий. Поэт, литератор и человек


Робинзон Крузо - знаменательная кинолента в истории советского кинематографа


Цветной анимационный фильм Зимняя сказка 1945-го года. Музыкальный огонек надежды в трудные времена


Советский цветной фильм-сказка Конек-Горбунок


История Олега Попова — человека, ставшего символом смеха и человеческой доброты


Владимир Шаинский - мелодии, которые покоряют сердца


Нонна Бодрова - человек, посвятивший себя советскому телевидению


Булат Шалвович Окуджава. Поэт, который видел душу эпохи

СОВЕТИКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Телеграмм
Вконтакте
Пинтерест
Одноклассники
Дзен
Живой Журнал
Рутюб
Ютюб
Тублер

 


НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Новости


Интересное

советские женщины - Н.Д. ЛЕОНТЬЕВА


советские новогодние открытки 1989-го года



Новое на сайте

10.11. новости - Как советские футболисты покорили Англию в 1945-м году; Венера-2. Как неудача стала большим шагом к успеху; БелАЗ-548 - незаменимый самосвал советской эпохи

05.11. новости - Пламя, которое не погаснет. История Вечного огня Советского Союза; Триумфальная арка на Кутузовском проспекте как второе рождение символа Победы; Полярный переход, изменивший взгляд на Арктику

30.10. новости - Рождение советского автомобилестроения и путь к индустриальной независимости; Первая «Мать-героиня» Советского Союза. История Анны Савельевны Алексахиной и рождения великого звания; Полет, изменивший историю, или как три женщины стали Героями Советского Союза»

25.10. новости - День рождения спутникового телевидения в Советском Союзе; Рождение диспетчерской службы, или ключевой этап в развитии гражданской авиации Советского Союза; Байкало-Амурская Магистраль. Эпохальный проекта советской инженерии

20.10. новости - Небесная эпоха, или как первый самолет Туполева открыл новую страницу истории Советского Союза; Музей Николая Островского как культурный символ эпохи и духовный ориентир военного поколения

16.10. новости - Как в Москве появился первый в мире государственный Музей игрушки?; Медаль “За отвагу” как символ личного мужества - от Советского Союза до современной России; Мария Гороховская - советская легенда, изменившая мировую гимнастику

11.10. новости - Эпоха экрана, или как постановление 1945-го года стало отправной точкой советского телевидения; 55 лет с премьеры легендарной ленты Глеба Панфилова «Начало»; наука и космос - БОРИС ИВАНОВИЧ КАТОРГИН

05.10. новости - Великая Верико Анджапаридзе, легенда грузинского театра и символ культурного наследия Советского Союза; Вера Мухина как монументальная сила эпохи и живое дыхание искусства Советского Союза; Борис Щукин - человек, подаривший образ Ленина советскому театру и кино

30.09. новости - Дмитрий Лихачев, или хранитель памяти и совести русской культуры; Давид Ойстрах. Скрипка, которая звучала в сердце Советского Союза; Игорь Безродный. Целая музыкальная эпоха Советского Союза

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2025. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru